Требования к выполнению санитарно-гигиенического режима
(выписки из «Санитарных правил и норм устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»).
IV. Естественное и искусственное освещение 4.2. Направление основного светового потока естественного освещения в учебных помещениях должно быть левостороннее. 4.6. Во избежание уменьшения светоотражения ограждающих поверхностей плакаты, стенгазеты и т.п. следует развешивать на стене, противоположной классной доске, так, чтобы верхний край этих предметов не располагался выше 1.75 м от пола. Шкафы и другое оборудование предпочтительнее устанавливать у задней стены помещения. Цветы рекомендуется помещал, в переносные цветочницы высотой 65-70 см от пола; высота цветов, расставленных на подоконниках, не должна превышать 15 см. 4.7. Шторы, используемые для затемнения кабинетов физики, химии, кинокласса и других помещений, в нерабочем положении не должны закрывать световые оконные проемы. 4.16. Искусственное освещение следует включать в соответствии с осветительным календарем по астрономическому времени. В пасмурные дни искусственным освещением необходимо пользоваться в течение всего рабочего дня.
V. Воздушно-тепловой режим 5.3. Температура воздуха в помещениях общеобразовательных учреждений должна быть: в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях +18 - +20°С в спортивном зале +15 - +18°С раздевальных при спортивном зале +19 - +23°С кабинете врача +21 - +23°С спальных помещениях +18 - +20°С умывальных помещениях +20 - +23°С санузлах +19- +21°С душевых не ниже +25°С актовых задах, лекционных аудиториях, киноаудиториях не ниже +17 - +20°С помещениях детского творчества +18°С 5.10. Учебные помещения должны тщательно проветриваться во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До и по окончании занятий, а также между первой и второй сменами, проводится сквозное проветривание помещений. Наружная темапература воздухаДлительность проветриванияпомещений (в мин) в малые переменыв большие перемены и между сменами от+10 до+б°С4-1025-35 от +5 до 0"С3-720-30 от 0 до -5°С2-515-25 от-5до-10°С1-310-15 ниже -10°С1-1.55-10 В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
VI. Оборудование помещений 6.2. Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом в соответствии с его ростом, состоянием здоровья, зрения и слуха. Корректировку рассаживания необходимо проводить 2 раза в год. Школьников с пониженной остротой зрения и слуха рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом- в первый и третий ряды. При достаточной коррекции остроты зренпя очками учащиеся могут сидеть в любом раду. Школьников с ревматическими заболеваниями, часто болеющих ангиной, острым воспалением верхних дыхательных путей необходимо рассаживать дальше от окон. Не менее 2-х раз за учебный год учащихся, сидящих в 1 и 3 рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели росту. 6.3. В каждом классе (учебном кабинете) должны быть установлены парты или столы и стулья 2-3-х размеров в соответствии с ростом учащихся. Запрещается использовать табуретки и скамейки. 6.4. Размеры столов и стульев, предназначенных для оборудования рабочих мест учащихся, должны соответствовать требованиям ГОСТ «Мебель школьная. Функциональные размеры». Основные размеры ученических столов и стульев даны в таблице 5. Номер мебелиЦвет маркировкиРост детей, ммВысота, мм. стол Стул 1Оранжевыйсв. 1000 до 1150460260 2Фиолетовыйсв. 1150 до 1300520300 3Желтыйсв. 1300 до 1450580340 4Красныйсв. 1450 до1600640380 5Зеленыйсв. 1600 до 1750700420 6Голубойсв. 1750760460 Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного номера и маркировки. Расстояние по горизонтали между задним краем крышки стола (парты) и нередким краем сиденья (дистанция сиденья) должно быть только отрицательной, стул должен заходить за край стола на 4 см. 6.6. При расстановке столов (парт) следует соблюдать следующие требования: столы (парты) устанавливаются у светонесущей стены 1гри обязательном левостороннем освещении; расстояние между рядами одноместных столов (парт) должно быть, не менее 0.5 м. а двухместных- на менее 0.6 м. расстояние первого ряда столов (парт) от светонесущей стены - не менее 0,5м; расстояние третьего ряда столов (парт) от внутренней стены - не менее 0.5 м; расстояние последних столов (парт) до задней стены - не менее 0.65 м; расстояние от первых столов (парт) до доски- 1.6-2.0 м для первых столов в средних рядах и 2.4 м - для первых столов крайних рядов (должно обеспечивать угол рассмотрения 35°). Возможно использование других вариантов расстановки мебели, обеспечивающих нормативный уровень естественной освещенности рабочих мест при кратковременном правостороннем освещении на занятиях, не требующих значительной зрительной нагрузки и при условии подбора мебели в соответствии с ростом учащихся.
VII. Санитарное содержание помещений 7.5 Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке: протираются подоконники, шкафы, столы, парты, дверные ручки, моются классные доски и т.д. Желательно при уборке помещений использовать пылесосы. Влажная уборка помещений проводится при открытых окнах и фрамугах с применением разрешенных Минздравом моющих средств: спален - утром после подъема детей; классов, мастерских, учебных кабинетов - после окончания работы групп продленного дня, работы кружков; коридоров и рекреаций - после каждой перемены; игровых - в конце дня; обеденного зала - после каждого приема пищи; гардероба (вестибюля) - после начала занятий каждой смены; медицинских помещений - в конце дня; актового зала и других помещений общего назначения - в конце дня; гигиенических душевых - по мере загрязнения; санузлов в учебном здании - после каждой перемены; административно-хозяйственных помещений - в конце рабочего дня и по мере необходимости в течение дня. Спортивный зал после каждого урока проветривается, полы, оборудование протираются увлажненной ветошью. Тщательна» влажная уборка спортивного оборудования проводится не реже одного раза в неделю. Учащиеся допускаются в спортивный зад только в спортивной одежде и обуви. Ежемесячно и по эпидпоказаниям должна проводится генеральная уборка всех помещений общеобразовательного учреждения: мытье полов, осветительной арматуры, дверей, стен с применением разрешенных Минздравом моющих дезинфицирующих средств.
IX. Организация учебно-воспитательного процесса 9.6 Учителя начальных классов, преподаватели физического воспитания, классные руководители, воспитатели должны владеть информацией о состоянии здоровья учащихся, учитывать рекомендации врача при организации учебно-воспитательного процесса. 9.10. Занятия по школьному компоненту в 1-5-х классах организуются при наличии заявлений учащихся и их родителей, в остальных классах- заявлений учащихся и не являются обязательными дня всех учащихся. Между обязательными занятиями и занятиями школьного компонента должен предусматриваться перерыв (не менее 30 минут) на обед и отдых. 9.15. В расписании уроков в течение учебного дня необходимо чередовать предметы, требующие большого умственного и статического напряжения-(математика, письмо) с предметами, включающими двигательные и динамические компоненты (физкультура, ритмика, музыка, изобразительное искусство). Уроки, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, не следует проводить на 1-ом и последнем часах занятий. 9.16. Допускается объединение 2-х уроков при проведении лабораторных и контрольных работ, уроков труда, изобразительного искусства и художественного труда, информатики, физической культуры при выполнении программы по лыжной подготовке, а также по предметам с повышенным и углубленным уровнем их проведения. При проведении объединенных уроков должны чередоваться теоретическая и практическая части, задание по самоподготовке. Сокращение продолжительности перерывов между учебными уроками недопустимо. 9.17. Контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным директором учреждения, не более чем по одному предмету в день в одном классе в часы наивысшей работоспособности. Не рекомендуется проводить контрольные работы в понедельник и субботу. Запрещается проведение контрольных работ на последних уроках. 9.1. 9.1 Продолжительность перемен между уроками во всех классах должна быть не менее 10 мин, после второго урока- 30 мин (вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устраивать перемены по 20мин); длительность перерыва между сменами должна быть не менее 30 мин. В середине каждого урока (кроме физкультуры, ритмики) должны проводится физкультурные паузы, физкультминутки, комплексы упражнений по профилактике утомления органа зрения. 9.37. В общеобразовательных школах (школах-интернатах), лицеях, гимназиях домашние задания должны задаваться учащимся с учетом возможноти их выполнения во 2-ом классе- до 1 5 часов, 3-4 классах- до 2-х часов, 5-6 классах- до 2.5 часа, 7 классах- до 3 часов, 8-11-х классах- до 3.5 часов; в санаторных школах (школах-интернатах) в 1-3 классах- до 1 часа. 4-5-х классах- до 1.5 часов. 6-11 (12) классах- до 2.5 часов. Домашние задания не задаются учащимся 1-ых классов, учащимся начальной школы- на выходные дни, всем учащимся- на каникулярный период. Объем выполнения домашних заданий для учащихся старших классов по каждому предмету не должен превышать 30 мин.
X. Гигиеническое воспитание учащихся 10.4. Педагогический персонал обязан требовать от учащихся выполнения установленного санитарно-противоэпидемического режима, поддержания чистоты помещений и участка, своевременного проветривания учебных помещений, опрятности одежды и обуви, регулярного мытья рук, а также правильной посадки за партами (столами). 10.5. Вопросы состояния здоровья учащихся, обеспечения санитарно-эпидемического благополучия в учреждении должны постоянно контролироваться администрацией и медицинским персоналом общеобразовательного учреждения, систематически рассматриваться на заседаниях педагогических советов. |